РПВ НОО

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Безлыченская средняя общеобразовательная школа"
муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области
УТВЕРЖДАЮ:
«24» августа 2021г.
Директор школы__________В.А.Братанова

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2021-2022 гг.

Безлычное, 2021
1

Авторы составители:
№
п/п
1.
2.
3.

Фамилия, И.О.
Братанова В.А.
Титова О.В.
Белоусова И.Ю.

4.

Коломейцева Н.В.

5.

Баскакова М.А.

Должность
Директор школы
Заместитель директора по ВР
Психолог, учитель начальных классов, классный руководитель
Учитель начальных классов,
классный руководитель
Вожатый

Рабочая программа рассмотрена / принята на заседании педагогического совета (протокол № ___ от «____»_________20___ г.).
Рабочая программа воспитания разработана на основании примерной программы
воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20)

2

№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Основные разделы программы
Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Раздел 2. Цель и задачи воспитания
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

3

Стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа является обязательной частью основной образовательной
программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания соответствует требованиям ФГОС НОО, разработана на
основании примерной программы воспитания (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20)
(далее – программа).
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том
числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы
НОО.
Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:
- описание особенностей воспитательного процесса;
- цель и задачи воспитания обучающихся на уровне НОО;
- виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников,
обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Рабочая программа воспитания является открытым документом, что предполагает возможность внесения в нее изменений по причинам, связанным с изменениями во внешней или
внутренней среды школы.

4

2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения
конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в школе;
- ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые объединяют обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников
как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ
их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а
также их социальная активность;
- педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в
них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
МОУ «Безлыченская СОШ» - сельская немногочисленная школа, объединяющая в себе
базовую школу и два ее филиала – Федоровский филиал, в котором также имеется дошкольная группа, и филиал «Безлыченский детский сад». Начальные классы базовой школы располагаются в двух зданиях – на базе здания филиала «Безлыченский детский сад – 1 и 2 класс,
на первом этаже базовой школы – 3 и Начальные классы Федоровского филиала располагаются в одном здании. 4 класс. Интеграция (совместные мероприятия) на уровне начальной
ступени происходят в здании базовой школы, в музейной комнате, актовом зале, спортивном
зале, на площадке перед зданием базовой школы.
Здание базовой школы расположено в центре деревни Безлычное, окружено жилыми
многоэтажными зданиями, рядом сельский ДК и сельская библиотека. Другие учреждения:
администрация сельского поселения, администрация ООО им. Алексашина (шефское хозяй5

ство), имеется почтовое отделение, сельская амбулатория, ФАП, автомобильный двор, животноводческие фермы, магазины. Имеется подшефное учреждение: филиал «Безлыченский
детский сад». Школа имеет свой сельскохозяйственный участок, расположенный рядом.
Здание Федоровского филиала имеет приусадебный участок, футбольное поле, в качестве актового зала используется учебный кабинет. Имеется недавно отремонтированный
спортзал.
Для организации прогулок и экскурсий имеется парк, несколько прудов, живописные
места деревни Безлычное и села Федоровское. Имеется школьный автобус.
Дети – в основном жители деревни Безлычное и села Федоровское, на автобусе подвозятся несколько детей из деревни Волынь и села Байдики.
Раздел 2.
Цель и задачи воспитания на уровне начального общего образования
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые ценности нашего общества - семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек.
Цель воспитания в школе исходит из воспитательного идеала, а также основывается на
базовых для нашего общества ценностях.
Цель воспитания в школе:
- усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на
основе базовых ценностей (т.е, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Приоритеты в воспитании младших школьников
Целевой приоритет: создание благоприятных условий для усвоения обучающимися
социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором
они живут.
Наиболее важные нормы и традиции на уровне НOO:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по
6

мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям
иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения,
людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать
свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Выделение в общей цели воспитания младших школьников целевых приоритетов, связанных с их возрастными особенностями, не означает игнорирования других составляющих
общей цели воспитания.
Задачи воспитания:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в
школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
- организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
Раздел 3.
Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
7

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Для этого в школе используются следующие формы работы.
Виды и формы деятельности
На внешкольном уровне:
- социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые младшими школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего
школу социума;
- открытые площадки - регулярно организуемый комплекс открытых площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители
других школ, деятели науки и культуры, спорта, представители власти, общественности, и в
рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, деревни, страны;
- проводимые для жителей деревни Безлычное и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают
возможности для творческой самореализации младших школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;
-другие формы внешкольного взаимодействия.
На школьном уровне:
- разновозрастные мероприятия – ежегодные, иногда многодневные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта, доброго юмора и общей радости;
- общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для младших школьников и
педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы;
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом школьников на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов
в школе и развивающие школьную идентичность детей;
- капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с
элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни младших школьников и
учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы;
- церемонии награждения младших школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный
вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу;
- другие мероприятия.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа младшими школьниками общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела;
- другое.
На индивидуальном уровне:
8

- вовлечение по возможности каждого младшего школьника в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы;
- другие мероприятия.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор,
наставник, тьютор и т.п.):
- организует работу с коллективом класса;
- индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Виды и формы деятельности
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел с учащимися класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной
стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и младших школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
- другие мероприятия с классным коллективом.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях,
в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом
беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с ре9

зультатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, успеваемость и т.п.), когда каждая
проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность
за то или иное поручение в классе;
- другие мероприятия.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-совещаний, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на младших школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей;
- другое.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
- помощь родителям младших школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания младших школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
- привлечение членов семей младших школьников к организации и проведению дел
класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы;
- другое.

3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через следующие виды и формы деятельности.
Виды и формы деятельности:
10

- вовлечение младших школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных младшими школьниками ее видов.
Познавательная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу младшим школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их
внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации младших школьников, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения младших школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций младших школьников, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать
свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у младших школьников любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у
них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие младших школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей младших школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала младших школьников, развитие у них
навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
11

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока на уровне НОО
предполагает следующую деятельность.
Виды и формы деятельности:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию младшими школьниками требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение младших школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания младших школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию младших школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего младшим школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности младших школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- другое.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Детское самоуправление в школе на уровне НОО осуществляется в форме детсковзрослого самоуправления.
Виды и формы деятельности:
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п..
12

На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров и прочее), представляющих интересы класса
в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел);
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение младших школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию младшими школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п.
Модуль 3.6. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают младшему школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей,
обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.
Виды и формы деятельности:
- регулярные пешие или автобусные прогулки и поездки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями младших
школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
- литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и
родителями младших школьников в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и
фауны;
- однодневные турслеты с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного
туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету;
- летний лагерь, ориентированный на организацию активного отдыха детей, обучение
навыкам выживания в дикой природе, закаливание (программа лагеря может включать минипоходы, марш-броски, робинзонады, квесты, игры, соревнования, конкурсы).
3.7. Модуль «Профориентация»
13

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение младших школьников; консультации психолога по вопросу способностей, склонностей; организацию знакомства младших школьников с профессиями в игровой форме.

Виды и формы деятельности:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника
к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной младшим школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия деревни, района, области, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков;
- индивидуальные консультации психолога для младших школьников и их родителей
по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей
детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
3.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через следующие
виды и формы деятельности.
Виды и формы деятельности:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной
сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и
т.п.));
- участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота,
уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
14

- устный договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при
вступлении в объединение;
- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в
школе, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (в
форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
- поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что
происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского
объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения,
создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации
деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков –
формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом (через разовые акции или постоянную деятельность школьников).
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа - развитие коммуникативной культуры младших школьников,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности.
Виды и формы деятельности:
- разновозрастный редакционный совет школьников и консультирующих их взрослых,
целью которого является освещение (через школьную газету и школьную страницу в социальных сетях) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных
ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
- школьная газета, на страницах которой размещаются материалы, которые могут быть
интересны школьникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением
значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающееи соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности школы в информационном пространстве, привлечения внимания общественности
к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
- участие школьников в конкурсах школьных медиа.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через различные виды и формы работы.
Виды и формы деятельности:
15

- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок младших школьников на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих
их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование во дворе
школы мест отдыха, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьных конкурсов и выставок;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, собраний,
конференций и т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики, используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни
образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных
растений, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями младших школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
Виды и формы деятельности:
На групповом уровне:
- Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы, участвующие
в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся
мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в
школе;
16

- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

17

РАЗДЕЛ 4.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами школы с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации)
внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и
педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с
детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников –
это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса
могут быть следующие.
Направление 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить за минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
Направление 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей
и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

18

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом школьников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, с качеством:
- проводимых общешкольных ключевых дел;
- совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- организуемой в школе внеурочной деятельности;
- реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- существующего в школе ученического самоуправления;
- функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- профориентационной работы школы;
- работы школьных медиа;
- организации предметно-эстетической среды школы;
- взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы на уровне начального общего образования является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
________________________________

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(49153)91-2-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».