SIPR-6.4

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Безлыченская средняя
общеобразовательная школа" муниципального образования - Захаровский муниципальный
район Рязанской области
«Утверждаю»
«1» сентября 2021г .
Директор школы ________ В.А.Братанова

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) на основе Программы 6.4.
обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(с тяжелыми и множественными нарушениями)
Срок реализации: 1 год (2021/2022 учебный год)

Безлычное, 2021

Оглавление

Оглавление
Пояснительная записка.................................................................................................................................. 3
1. Общие сведения о ребенке ........................................................................................................................ 3
2. Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы
и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребенка .................................. 3
3. Индивидуальный учебный план ............................................................................................................... 5
4. Содержание образования в условиях организации и семьи .................................................................. 6
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре ........................................................................ 6
6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР .......................................... 7
7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи
обучающегося............................................................................................................................................. 7
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов ....................................... 9
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения ............................................................................ 9

2

Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Рязанской области от 29.08.2013 № 42-ОЗ «Об образовании в Рязанской области»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
- адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).
Особые образовательные потребности детей с ТМНР диктуют необходимость разработки
специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью
реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций,
которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении
повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе
индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с
ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных возможностей и потребностей. СИПР
составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все
специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации и его родители.
Общие сведения о ребенке
Иванова Карина Владимировна, дата рождения – 18.12.2012г. Место проживания: Рязанская
область, Захаровский район, деревня Безлычное, улица Центральная, дом 3, квартира 16. Обучение
по месту жительства в МОУ «Безлыченская СОШ». Законный представитель: Иванова Наталья
Викторовна, мать.
Заключение ПМПК: И 6.4 «О создании специальных условий для получения образования
обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью» № 3 от 16.08.2021.
Рекомендовано обучение на дому.
1.

2.
Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления
программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребенка
Иванова Карина поступила в МОУ «Безлыченская СОШ» с нарушениями опорно-двигательного
аппарата и с тяжелыми и множественными нарушениями (симптоматическая фокальная эпилепсия,
последствия раннего органического поражения ЦНС, центральный тетрапарез с выраженными
двигательными нарушениями; выраженная задержка психомоторного и речевого развития у ребенка
с микроделецией длинного плеча 2 хромосомы) в 1 класс Приказ №53 от 01.09.2021. Дошкольное
образовательное учреждение не посещала.
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учётом
медицинских данных ребёнок относится к группе обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (с тяжелыми и множественными нарушениями) и обучается по СИПР на
дому.
Семья полная, состоит из 5 человек. Мать – работает. Отец – работает. Сестра (13 лет) обучается в
3

школе. Сестра (3 года) посещает дошкольное учреждение. Семья проживает в благоустроенной
двухкомнатной квартире. Члены семьи доброжелательно относятся к девочке. Родители
заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Девочка периодически болеет соматическими заболеваниями, метеочувствительная.
Карина не ходит, самостоятельно не сидит. Отмечается деформация опорно-двигательного аппарата
из-за повышенного мышечного тонуса. Удерживает взгляд на предмете в течение 1 – 2 секунд редко,
чаще не реагирует. Отсутствуют элементарные предметные действия (захват, удержание,
отпускание). Негативно реагирует (плачет, кряхтит) на шум, громкие звуки. Иногда наблюдается
негативная реакция на соприкосновения с колючими предметами (колючим аппликатором).
Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. Реагирует отрицательно на усталость, на то, что не
нравится (кричит, кряхтит, кашляет), успокаивается только когда оставляют в покое.. Выражает
положительные эмоции, услышав свое имя, похвалу («замирает» дыхание, затихает, пытается
прислушиваться, не улыбается).
Карина не понимает обращённую речь, реагирует на собственное имя не всегда, различает по голосу
близких окружающих взрослых. Наблюдается реакция на чужих людей. Звуковых и словесных
средств общения нет.
У девочки отсутствует контроль выделений, она пользуется памперсом. Ест протертую пищу с
помощью взрослого, не пьет из бокала.
Итоги посещение ребенка специалистами ППК на дому для составления СИПР на 2021/2022
учебный год:
Учитель начальных классов: контакт с ребенком полностью отсутствует, при произнесении слов
учителем (обращение по имени, разговор учителя с мамой) наблюдается реакция: засыпание. По
словам родителей, Карина так реагирует на «чужого» человека: гостей, врачей, медсестер и прочее.
Также может случиться эпилептический припадок, продолжающийся от нескольких минут до часа.
Во время припадка может травмироваться. Контакт не установлен.
Педагог-психолог: по результатам комплексного психологического обследования у девочки можно
отметить «тотальное недоразвитие». Темповые характеристики деятельности и работоспособность
отсутствуют. Девочка не принимает инструкцию, не способна действовать по образцу. Отмечается
отсутствие регуляторных функций. Критичность не сформирована. Обучаемость выражено снижена.
Тотальное недоразвитие всех высших психических функций. Игровая деятельность не развита.
Логопед: языковые средства не сформированы, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное
нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и
грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Девочка
практически не реагирует на свое имя, с трудом различает по голосу окружающих взрослых. Не
привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Практически
не реагирует на обращенную речь.
Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых
нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
На основании выявленных особенностей ребенка, его тяжелого психофизического состояния,
заявления родителей заключение ППК следующее:
1. Приоритетными учебными предметами являются: «Альтернативная коммуникация», «Человек.
Жизнедеятельность человека», «Музыка и движение», «Адаптивная физическая культура».
2. Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются: «Коррекция и компенсация
двигательных расстройств», «Психомоторика и развитие деятельности», «Развитие когнитивных
способностей».
Ребенок имеет 1 группу инвалидности, нуждается в постоянном полном уходе со стороны взрослых.
Таким образом, можно сделать выводы:
— девочка в малой степени проявляет интерес к общению со взрослыми и детьми,
— эмоциональное состояние неустойчивое,
— вербальные средства общения сформированы на низком уровне,
— мелкая моторика рук не развита,
— сенсорные эталоны не усвоены,
— познавательные интересы не сформированы.
— контакт с незнакомыми людьми затруднителен из-за возможности ухудшения состояния
(эпилептического припадка).
4

3. Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы обязательной (инвариантной) части,
внеурочную деятельность коррекционно-развивающей области, соответствующие уровню
актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
Индивидуальный учебный план на 2021-2022 учебный год составлен на основании заявления
родителей о снижении недельной учебной нагрузки и исключении некоторых предметных областей и
предметов на основании заключения врача о крайне тяжелом физическом состоянии ребенка, его
крайне высокой зависимости от нахождения в состоянии покоя. С учетом психофизического
состояния ребенка, темы учебных занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение
в темах других предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика» представлена в 1 классе предметом «Альтернативная
коммуникация».
Предметная область «Окружающий мир» представлена предметом «Человек. Жизнедеятельность
человека».
Предметная область «Искусство» представлена предметом «Музыка и движение».
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Адаптивная физическая
культура».
№

Предметная область

1

Язык и речевая практика

2
3
4

5

6
7
8

Учебные предметы

Количество часов Количество часов
в неделю
в год

Обязательная часть
Альтернативная
1
коммуникация
Окружающий мир
Человек. Жизнедеятельность
1
человека
Искусство
Музыка и движение
1
Физическая культура
Адаптивная физическая
1
культура
Итого количество часов по подразделу "Обязательные
4
предметные области"
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Язык и речевая практика
Альтернативная
1
коммуникация
Итого количество часов по подразделу "Часть,
1
формируемая участниками образовательных
отношений"
Внеурочная деятельность
Речевая практика
1
Коррекционно –
Двигательная коррекция
1
развивающая область
Психомоторика и развитие
1
деятельности
Итого количество часов коррекционно-развивающей
3
области
Итого

8

33
33
33
33
132

33
33

33
33
33
99
264

Объем недельной нагрузки обучающегося индивидуально – 8 часов, 33 учебные недели в год.
Продолжительность учебного занятия 35 минут. Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной
неделе и только в первую смену, без балльного оценивания знаний идомашних заданий.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена коррекционно-развивающими курсами «Коррекция и компенсация двигательных
5

расстройств», «Психомоторика и развитие деятельности», «Развитие когнитивных способностей»,
занятия данной области на основе предметно-практической деятельности, осуществляются учителем
через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают
большое количество игровых и занимательных моментов.
4. Содержание образования в условиях организации и семьи
Включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из
программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых
учебных действий; нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности; сотрудничества организации и
семьи обучающегося). Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов
обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся содержит задачи
формирования учебного поведения, умения выполнять задания в течение определенного периода
времени, от начала до конца; умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к
другому в соответствии с расписанием (действий) занятий.
Формирование учебного поведения
1. Концентрация на сохранных анализаторных ощущениях (демонстрирует зрительные и слуховые
ориентировочно-поисковые реакции, прислушивается, фиксирует взгляд на лице говорящего
взрослого или на демонстрируемом предмете, находящемся в поле зрения, прислушивается и
концентрируется на тактильных, вестибулярных ощущениях);

2. Понимание ситуации нахождения на учебном занятии;
3. Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
4. Умение выполнять инструкции педагога:
— методом «рука в руке»/«рука под рукой»;
— при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но
дает ему возможность завершить задание самостоятельно после физической подсказки
(взрослый помогает ребёнку выполнить задание, легко похлопывая или направляя его), по
образцу (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания), по словесной инструкции
(взрослый дает словесные указания, напоминания и сигналы по мере необходимости).
5. Использование по назначению учебных материалов.
6. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Формирование умения выполнять
задание:
—
в течение определенного периода времени,
—
от начала до конца.
7. Формирование умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в
соответствии с расписанием (действия) занятий.
Задачи по формированию базовых учебных действий включены в СИПР с учетом особых
образовательных потребностей. Решение поставленных задач происходит как на занятиях по учебным
предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
5.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Учебное место ребенка включает стол и специальное кресло, соответствующие росту ребенка. Уроки
оснащены ярким предметно-дидактическим наглядным материалом. Для проведения учебных
занятий выделена зона, игровая зона для отдыха. Имеется надувной мяч для снятия мышечного
напряжения, массажный коврик.
Обучение, воспитание и развитие ребенка строится в совместной деятельности и общении со
взрослым;
—
выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к
повседневной деятельности ребенка;
—
обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;
—
алгоритм занятий устойчив по структуре;
6

—
содержание занятий, предлагаемые ситуации носят повторяющийся характер;
—
использование внешних опор для планирования деятельности, контроля, общенияи
получения обратной связи;
—
деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.
6.

Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР

Учителя, реализующие адаптированную основную образовательную программу (ва риант 6.4), имеют
высшее профессиональное образование по направлению «Учитель-логопед», также данный педагог
имеет среднее профессиональное образование по специальности «Дефектолог».
В реализации СИПР участвуют специалисты:
№п/п

1

Ф.И.О.

Иванова Наталья
Викторовна

Должность

Уровень образования,
Сведения о дополнинаименование
тельном
специальности,
профессиональном
направления
образовании
подготовки,
наименование
присвоенной
квалификации
Учитель-логопед
Уровень образования:
Курсы повышения
Учитель биологии 1.
Высшее
квалификации:
Надомное обучение профессиональное
1.«Организация
образование;
деятельности педагоганаправление подготовки - дефектолога с детьми с
педагогическое
интеллектуальными
образование;
нарушениями, 72 часа,
Квалификация – учитель- ООО «Инфоурок»
логопед
2. «Инклюзивное и
интегративное образование
- Среднее специальное детей с ОВЗ в условиях
образование повышенный введения и реализации
уровень
по ФГОС НОО ОВЗ, 72 часа
специальности «Лечебное ООО «Инфоурок»
дело», квалификация - 3. «Организация
фельдшер
деятельности педагогадефектолога с детьми с
интеллектуальными
нарушениями», 72 часа,
ООО «Инфоурок»

Непрерывность профессионального развития работников обеспечивается освоением ими
дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже
чем один раз в три года очно либо посредством электронного обучения, с применением
дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях, имеющих лицензию
на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
образовательным программам.
7.
Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и
семьи обучающегося
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия
специалистов школы реализующих СИПР и родителей (законных представителей) обучающегося в
интересах особого ребенка и его семьи.
Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем
7

организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
—
повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических
образовательных потребностях ребенка;
—
обеспечение единства требований к обучающемуся;
—
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
—
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и
результатах ее освоения
Мероприятия:
—
индивидуальные консультации родителей со специалистами;
—
убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах
ребенка.
Формы работы

Цель

Содержание

Сроки

Ответственный

Индивидуальные Повышение
консультации
осведомленности
специалистов
родителей об
особенностях развития и
особых образовательных
потребностях ребенка,
участие родителей в
разработке СИПР

Итоги диагностики,
разработка СИПР.
Подведение итогов
обучения.
Обмен
информацией оходе
реализации СИПР

В начале учебного
года
В конце учебного
года
В течение
учебного года по
запросу

Специалисты
школы,
занимающиеся
с ребёнком

Занятия для родителей Обучение навыкам
обучающегося (мастер- взаимодействия с
классы)
ребенком, помощь в
организации и
проведении
совместного
досуга родителей и
ребенка

«Адаптивная
физкультура»
корригирующие
упражнения

«Речевая практика» 1 раз в месяц
обучение навыкам
взаимодействия
Двигательная
активность
(развитие крупной и мелкой
моторики)

Присутствие
родителей
при проведении
занятий

Обеспечение единства
требований к
обучающемуся

1 раз в месяц

1 раз в месяц

В течение
учебного года на
каждом занятии

Специалисты
школы,
занимающиеся
с ребёнком

8

Просмотр
видеозаписей
уроков/занятий с
родителями
с последующим
обсуждением

8.

Обеспечение участия
семьи вреализации
СИПР,
обеспечение единства
требований к
обучающемуся

По запросу
Специалисты
родителя, учителя школы,
или специалиста занимаю-щиеся
с ребёнком

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА с ТМНР обусловливают необходимость
специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование
натуральной и иллюстративной наглядности).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного,
зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные
своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с
деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; нитки
(разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди,
скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; кукла, модели животных, посуды, бытовых
приборов, мебели и пр.
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную
сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая
щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, гелиевая игрушка для развития кистей рук, шарик
с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе
используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог может применять
ноутбук.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, конструкторы, мячи,
кубики, пирамидки и др.
Технологии, используемые в обучении:
—
индивидуализация обучения;
—
игровые технологии;
—
информационно-компьютерные технологии;
—
«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение
изученного материала.
9.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга
специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений,
действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по
образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со
значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не
всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за
оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики
за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный
период.
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в
СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):
9

Содержание, задачи обучения (возможные
Оценка результативности
(ожидаемые) результаты обучения и вос- питания освоения СИПР
ребенка на первый год обучения.
начало года
конец года

Динамика развития

Альтернативная коммуникация
Реагирует на голос учителя
Реагирует на своё имя
Реагирует на прикосновение
Эмоциональный отклик на контакт
Реагирует на звучащий предмет
Поворачивает голову в сторону звучащего
предмета
Протягивает руку к звучащему предмету
Реагирует на голоса ближайшего окружения
Проявляет эмоциональную реакцию (улыбается)
Использование жестов и эмоций
Ориентировка в пространстве
Определение направления звука
Поворачивает голову в сторону звучащего
предмета
Смотрит на звучащий предмет
Различение на слух звучания игрушек и
простейших музыкальных инструментов
Смотрит на звучащий предмет/простейший
музыкальный инструмент
Берет в руки звучащий предмет/простейший
музыкальный инструмент
Манипулирует звучащим предметом/простейшим
музыкальным инструментом
Восприятие слов «дай», «на»
Выполнение инструкций со словами
«дай», «на»
Выполнение действий, связанных с
самообслуживанием
Пить
Кушать
Рассматривание ярких предметов
Наблюдение и перемещение яркого крупного
предмета
Манипулирование ярким большим предметом
Перемещение игрушки в пространстве
Перекладывание игрушки
Умение брать игрушку из рук учителя
Действия, операции, внесенных в СИПР отражают степень самостоятельности обучающегося (в
таблицу заносится условное обозначения самостоятельности действия):
Уровень самостоятельности
Условное обозначения
выполняет действие самостоятельно
с
выполняет действие по инструкции» (вербальной или
и
невербальной)
10

выполняет действие по образцу
выполняет действие с частичной физической по-мощью

о
п

выполняет действие со значительной физической
помощью»

пп

действие не выполняет
узнает объект
не всегда узнает объект
не узнает объект

!
у
нву
н

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод
о динамике развития обучающегося за год по каждому показателю по следующей шкале:
Характер динамики
Условное обозначения
отсутствие динамики или регресс
0
минимальная динамика (одна операция)
1
удовлетворительная
2
средняя динамика
3
выраженная динамика
4
полное освоение действия
5

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(49153)91-2-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».